Как изменения в законодательстве отразятся на работе транспортно-логистических компаний? На этот вопрос отвечает Вадим Филатов, заместитель директора ТК ПЭК.
— Нормативная база, регулирующая работу транспортной отрасли, переживает существенные изменения. С 1 января вступили в силу новые правила грузоперевозок, режима труда и отдыха, тестируется замена бумажных перевозочных документов электронными. Перечень корректировок нормативных актов можно продолжать, но главный вопрос – как законодательные новеллы отразятся на грузоперевозках и логистике.
Затраты ТК увеличатся, а, значит, могут вырасти и тарифы на грузоперевозки. По нашим оценкам, рост может составить 20-25%.
Итак, с 1 января 2021 года в рамках реализации принципа «регуляторной гильотины», отменены 9 постановлений Правительства РФ и 31 приказ Минтранса России.
Нормативные акты уже актуализированы и заменены новыми, соответствующими нынешним реалиям и трендам.
Рассмотрим ключевые законодательные изменения, которые уже вступили в силу или должны вступить в ближайшее время. И, главное, как они изменят работу транспортно-логистических компаний.
Одним из наиболее серьезных изменений стало вступление в силу с 1 января новых «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом», которые были утверждены постановлением Правительства России №2200. Они заменили Постановление № 272, которое регулировало эту сферу с 2011 года.
Впервые в утвержденном законодательном акте зафиксированы понятия электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости, электронного перевозочного документа и электронного заказа-наряда и порядок их оборота. Для отрасли это большой шаг вперед, потому что только на отказе от бумаги, по нашим оценкам, можно снизить расходы на перевозку на 1%. Кроме того, скорость обмена документами с заказчиком ощутимо вырастет, а значит транспортные компании смогут быстрее получать деньги за свои услуги – ранее в совокупности на оформление и пересылку всех необходимых бумаг уходило от 5 до 40 дней.
ПЭК принимала участие в эксперименте Минтранса по внедрению электронных документов в октябре 2020 года. Они использовались на пяти маршрутах: из Москвы в направлении Пензы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода и Великого Новгорода. Были отработаны классические перевозки грузоотправитель- грузополучатель, ситуации с заменой водителя в рейсе, а также сценарий замены пункта выгрузки груза в процессе перевозки. Всего в эксперименте участвовали 10 грузовиков ПЭК, было оформлено 160 транспортных накладных и 50 путевых листов.
По его итогам могу сказать, что система электронного документооборота еще требует отладки, есть определенные вопросы, но ее внедрение в транспортной отрасли будет способствовать снижению расходов ТК, а также повышению прозрачности рынка и очищению его от недобросовестных перевозчиков.
Оформлять электронные документы наравне с бумажными будет можно начиная с 2022 года, когда вступят в силу необходимые изменения в пункт 2.1.1 ПДД. Но и после 1 января 2022 года бумажные транспортные документы юридической силы не теряют.
Кроме того, уже с 2021 года изменена форма транспортной накладной. В документе появилось несколько новых обязательных граф, вносится информация о заказчике перевозки и перевозчике. Эти коррективы направлены на повышение прозрачности рынка, но в целом носят технический характер. Кроме одного – в накладной появилась специальная графа для отметки о том, что грузоотправитель является экспедитором. Ранее ряд компаний указывали экспедитора в графе «Перевозчик», несмотря на то что компания-экспедитор организует перевозку не своими транспортными средствами. С законодательной точки зрения это было не верно. Теперь есть возможность поставить необходимую отметку, если «грузоотправитель» является экспедитором. В графе же «Перевозчик», ставится компания, которая фактически доставляет груз своим транспортом на основании договора перевозки с экспедитором.
С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минтранса России от 16.10.20 № 424, нацеленный на регулирование режима труда и отдыха (РТО) водителей. Он заменил утративший силу приказ Минтранса от 20.08.04 № 15, которым было утверждено ранее действовавшее Положение об особенностях режима труда и отдыха водителей.
По новым нормам максимальное время беспрерывного вождения увеличивается с 4 до 4,5 часов, а если нужно доехать до ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения, его можно расширить до 5,5 часов. Время специального перерыва увеличивается с 15 до 45 минут, причем водитель может поделить его на два этапа – по 30 и 15 мин. Изменение сроков выглядит незначительным, но увеличивает еженедельный отдых водителя с 42 до 45 часов, а это означает, что иногда на длительные маршруты может понадобиться отправлять по два водителя вместо одного. Соответственно, расходы транспортных компаний на зарплаты могут вырасти на 15%.
Главная цель введения изменений – повышение безопасности на транспорте. В год на российских дорогах погибает около 26 тыс. человек, а 40-тонный грузовик, который движется по трассе со скоростью 80 км/ч может превратиться в бомбу замедленного действия, если за рулем усталый водитель. И здесь нужен баланс. При этом на государственном уровне в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» стоит задача к 2024 снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза, а количество мест концентрации ДТП – на 50 % по сравнению с 2017 годом.
Но доработанные правила РТО повышают финансовую нагрузку на компании. Наряду с другими аспектами финансовой нагрузки: оплата тарифа в системе «Платон», транспортный налог и другие налоговые платежи, рост стоимости за 2020 год дизельного топлива в среднем по России на 1,9% (по данным Росстата), это может сказаться на тарифах транспортных компаний: и они могут вырасти от 25 до 30%.
Основные инструменты контроля за соблюдениями РТО водителями – это тахографы и карты водителя. В тахографе содержится информация о времени начала движения, периодах отдыха и их продолжительности, а также общем времени управления. Карта водителя выполняет роль электронного ключа, основная задача которого – провести идентификацию водителя.
Оба этих инструмента также коснулись изменения законодательства. Так, с 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минтранса №438, утверждающий Порядок оснащения ТС тахографами. Теперь весь транспорт, подпадающий под требования закона и не включенный в перечень исключений, должен быть оснащен тахографами. В частности, лишись права на отсрочку по установке грузовики категории N2 у которых был определен экологический класс.
Также с 1 января 2021 года приказом Минтранса РФ №440 введен запрет на использование тахографа без карты водителя. Тем самым Минтранс усилил акцент на запрете езды без карты.
В 2021 году вступают в силу поправки в федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная часть корректировок начнет действовать с 1 марта. Одновременно вступят в силу новые правила техосмотра. Теперь он будет проходить с фотофиксацией, для этого сертифицированные пункты ТО должны быть оснащены камерами. Автомобиль будут фотографировать на въезде и выезде в/из пункта техосмотра. Одновременно будут фиксироваться координаты, это позволит при необходимости определить, когда и где были сделаны снимки и проведен техосмотр.
Эта информация – фото и координаты – будет вноситься в единую автоматизированную информационную систему техосмотра – ЕАИС ТО. Важно, что в этой системе будут оформляться и диагностические карты. Это еще один шаг к устранению фальшивых документов и повышению безопасности на дорогах.
По оценкам экспертов ПЭК, в зоне «серого» техосмотра находится сейчас 10-15% автопарка в России. Чаще всего эти авто принадлежат физическим лицам и малому бизнесу.
Прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до и свыше 3,5 тонн должен проходить ТО раз в год, что также работает на безопасность, поскольку хорошее техническое состояние грузового автомобиля обеспечивает его безаварийное движение по дорогам. Тем, не менее, неизбежное повышение стоимости техосмотра, в том числе из-за необходимости оборудования пунктов ТО камерами, отразится на ТК, расходы которых увеличатся.
20 января правительство опубликовало проект постановления, предлагающий увеличить утильизационный сбор на грузовые автомобили на 25% - до 187 500 рублей. Пока не определен срок вступления в силу возможных изменений - сейчас проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Деньги пойдут на продолжение программ льготного лизинга и кредитования и на поддержку газомоторной техники, сказано в пояснительной записке.
Напомню, утилизационный сбор на автомобили в России был введен в 2012 году. Плательщиками сбора являются производители автомобилей внутри России и импортеры. Первым расходы на утильсбор компенсирует федеральный бюджет.
Введение сбора, совпавшее со вступлением России в ВТО, тогда объясняли необходимостью компенсировать снижение пошлин.
Индексация сбора проводилась трижды, последний раз – в 2020 году. В зависимости от объема двигателя, размер сбора был увеличен от 18,6 до 145%.
Сейчас рост ставки, скорее всего, объясняется ослаблением курса рубля и окончанием действия нескольких соглашений о промышленной сборке.
В случае повышения утильсбора, издержки зарубежных производителей большегрузов вырастут, а как следствие увеличится стоимость транспортных средств. Это также скажется на увеличении транспортных расходов.