"Эскандор": уникальный трейлер на базе КАМАЗ-5490 NEO. Рассказываем, для чего он нужен

«Эскандор» – первая в России универсальная передвижная лаборатория непрерывной диагностики автодорог. Весной этот автомобиль отправится инспектировать трассы Южного федерального округа.

Впервые прототип машины был показан в 2019 году, широкому кругу специалистов его представили всего спустя год. Комплекс создан по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ», общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

До создания такой мощной лаборатории выборочной диагностики участков автодорог использовалась аппаратура, размещенная в компактных фургонах. С их помощью было обследовано всего 13,5 тыс. км дорог и улиц. Больше всего дорог автолаборатории изучили в Волгоградской и Воронежской областях. Надо полагать, что с вводом в строй нового комплекса дело пойдет быстрее.

Начинка трейлера-лаборатории, которую буксирует тягач КАМАЗ-5490 NEO, выполнена специалистами компании «Спецмаш-Диагностика». Самой главной фишкой инновационной лаборатории стала система измерения прочности дорожного полотна, которое можно фиксировать по величине упругой осадки и формы чаши прогиба. «Эскандор» может провести экспресс-оценку дорожного полотна на скоростях до 80 км/ч, что повышает безопасность проведения работ, а заодно предоставляет более объективную картину получаемых данных при комплексной оценке качества дорожного покрытия.

«Эскандору» по плечу измерения таких параметров, как продольная и поперечная ровность дороги с погрешностью в 1 мм. Речь идет о так называемой колейности. Комплекс будет измерять глубину и профиль колеи с помощью датчиков, которые расположены по нижнему периметру полуприцепа-лаборатории. Параллельно с этим можно будет производить измерения сцепных свойств дороги и оценивать разнообразные дефекты дорожного покрытия, для чего комплекс оснащен георадаром, системой георадиолокационного зондирования «Око». Оно в состоянии проверить все слои дорожного «пирога».

За рабочую смену лаборатория-автопоезд сможет обследовать около 400 км дорог в день и способна работать до 20 дней в автономном режиме без выгрузки данных. Для управления комплексом нужен только водитель тягача, остальные системы работают в автоматическом режиме. Инженеры, которые обслуживают лабораторию, нужны только на этапе предрейсовой подготовки и после него, для выгрузки и обработки снятых данных. Вся накопленная информация о дорожной инфраструктуре в цифровом режиме будет передана в Систему контроля дорожных фондов (СКДФ), своеобразную базу данных всех дорог страны.

По оценке специалистов, чтобы обследовать все дороги России за достаточно короткий срок, необходимо пять автолабораторий «Эскандор»: два автопоезда для Центральной части страны, а остальные поедут работать в регионы.