Взгляд на систему «Автодата» со стороны бизнеса, которому придётся с ней работать.
Российские власти готовятся запустить платформу «Автодата». Юрлицам и ИП придётся установить на свои машины оборудование, которое будет передавать в систему целый набор данных. Бизнес относится к этой инициативе настороженно. Разберёмся, какие риски и выгоды сулит нововведение.
В конце 2020 года стало известно о разработке законопроекта об «Автодате». Он вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Месяц назад проект, датированный сентябрём 2020 года, появился в «Новой газете». Однако документ не опубликован в официальных источниках и его не рассматривали в парламенте. Соответственно, общественного обсуждения тоже не было. Тем временем систему уже разрабатывают, а в декабре 2020 года Росстандарт утвердил национальный стандарт «Платформа “Автодата”».
На этот раз задумка масштабнее даже системы «Платон». Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 т, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок.
Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию.
Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:
Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.
Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.
В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.
Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.
Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:
Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).
В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.
Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.
Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.
Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.
В числе основных вопросов к проекту — как система будет обрабатывать данные и как обеспечит их защиту. Важно, чтобы коммерческая информация (о маршрутах, поставках товаров, заказах, потоках, клиентах и так далее) не попала на чёрный рынок — утечка нанесёт непоправимый вред.
Собирать информацию планируют через телематику с высокой степенью автоматизации (речь про бортовые устройства. — Прим. «Секрета»). Существующая телематика автопроизводителей не передает VIN автомобиля и тем более показатели усталости водителя. Значит, каждый автомобиль нужно будет дооборудовать специальным бортовым устройством для работы с «Автодатой».
Если проводить аналогию с покупкой и установкой оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС, то затраты на одну машину могут составить порядка 30 000 рублей. Кто и как будет платить за трафик сбора данных и инфраструктуру для хранения и обработки информации, пока не понятно.
Производители модулей ЭРА-ГЛОНАСС уже столкнулись с дефицитом микросхем, без которых телематика, включая тахографы и бортовые устройства системы «Платон», не работает.
Причина дефицита в том, что из-за пандемии и коронакризиса прервались циклы выращивания кремниевых кристаллов, необходимых для производства микросхем — спрос на чипы снизился, и производители не стали запускать новый цикл. Проблема общемировая.
По оценкам IHS Markit, из-за нехватки микросхем в первом квартале 2021 года не выпустят около 1 млн автомобилей по всему миру.
Поскольку цикл производства микросхем длится около полугода, то дефицит может затянуться до 2022 года. В таких условиях начать массовое производство бортовых устройств для «Автодаты» будет затруднительно.
Бизнес пока настороженно смотрит на новый цифровой проект правительства. Впрочем, «Автодата» может быть интересна автоперевозчикам, если они смогут использовать собранные в системе данные. Поэтому важно, чтобы не повторилась история с «Платоном», когда бизнес и общество получают только внешнюю статистику (о собранных средствах и объектах, на строительство и модернизацию которых они направлены), в то время как внутренняя статистика, которая представляет интерес, недоступна.
Илья Бартош, операционный директор ПЭК