Правительство Москвы предупредили о последствиях ограничений для фур и среднетоннажников.
Бизнес-ассоциации подготовили обращение к московской мэрии, в котором предупредили о возможном росте цен на продукты питания, лекарства и товары повседневного спроса. Текст обращения, сформированного в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) оказался в распоряжении «Известий». В ближайшее время оно должно быть направлено столичным властям.
Среди ассоциаций, подписавших обращение – Союз участников потребительского рынка, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и другие крупные объединения.
Прогнозируемый рост цен связан с ограничениями, которые начнут действовать 5 апреля на МКАД. Московскую кольцевую закроют для грузовиков весом более 3,5 тонн: проезд таких машин будет возможен только при наличии пропуска. Для большегрузных фур, в том числе и для транзитных, аналогичное ограничение действует с конца февраля. Столичные власти предлагают перевозчикам две альтернативы: платный ЦКАД и бесплатные автодороги А-107 и А-108.
— Запрет на движение грузовых транспортных средств без пропуска прямо влияет на транзитные перевозки по МКАД, доставку сырья и материалов для промышленного комплекса Москвы и области, а также продовольствия, лекарств и других социально-значимых товаров, – приводят цитату из обращения «Известия».
Предприниматели отмечают, что процедура получения пропуска сопряжена с серьезными трудностями. У иностранных перевозчиков проблемы возникли еще в феврале: из-за невозможности получить квалифицированную электронную подпись некоторые грузовики не могли въехать в город (или, наоборот, оказались в нём заблокированы).
Возникают трудности и у отечественных перевозчиков. По данным «Коммерсанта», один из крупнейших производителей продуктов питания до сих пор не успел получить пропуски для тяжелых грузовиков, не говоря уже о среднетоннажниках. На получение пропуска уходит около двух недель, и главная проблема на сегодняшний день – чересчур быстрое принятие решений об ограничениях: перевозчики не успевают уложиться в столь короткие сроки.
Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина отмечает, что городские власти не обсуждают принятие таких важных решений с бизнесом – а это помогло бы избежать многих проблем. К примеру, изначально неисполнимые ограничения для иностранных фур можно было вообще не вводить – они, однако, были введены и действовали в течение 10 дней.
Процедура выдачи пропусков, считает Ольга Федоткина, должна быть прозрачной: требования к документам нужно смягчить, а сам пропуск связывать с машиной, а не с конкретным водителем.
По мнению авторов обращения, ЦКАД в качестве альтернативы МКАД выступить пока не может. Из-за пандемии перевозчики еще не успели выстроить оптимальные маршруты: изначально они рассматривали её как дополнение к МКАД, а не как её замену. Кроме того, на многих участках новой автодороги до сих пор идут строительные работы, из-за которых возникают заторы.
Не стоит забывать и о том, что проезд по ЦКАД платный: перевозчики оценивают ежегодные расходы на один автомобиль в 700 тыс. рублей. Эти издержки придётся заложить в тарифы. Перестроение действующих схем также приведёт к удорожанию перевозок что, в свою очередь, обернётся ростом цен на все перевозимые товары.
В беседе с «Известиями» директор института стратегического анализа «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев выразил уверенность в том, что цены на перевозки действительно вырастут. Он предположил, что предпринимателям, ранее пользовавшимся фурами, придётся переходить на менее габаритный транспорт, чтобы не попасть под ограничения. Эксперт не сомневается и в повышении себестоимости товаров, однако не уверен в том, что за неё заплатит покупатель. На фоне снижения покупательской способности производители и продавцы могут взять эти расходы на себя.
При этом Игорь Николаев отмечает, что введённые столичным дептрансом ограничения действительно помогут разгрузить московские улицы и улучшат экологическую обстановку.
Глава ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, в свою очередь, отмечает, что в будущем власти могут начать сокращать количество выдаваемых пропусков. Если это случится, перевозчикам действительно придётся «дробить» поставки, развозя их на малогабаритном транспорте.
В московском дептрансе журналистам «Коммерсанта» заявили, что введённые ограничения заранее обсуждались с представителями рынка автоперевозок. По мнению чиновников, никаких проблем у перевозчиков возникнуть не должно: строительство ЦКАД завершено, а на перестроение логистики и прокладку новых маршрутов время у логистических компаний время еще есть.